| ЦЕНА ТРЁХ СЛОВ
Жил один бедный крестьянин. У него были жена и дети. Трудился
крестьянин с рассвета до темна, не разгибая спины, но все никак не мог
прокормить семью. Однажды бедняк спросил свою жену: — Почему мы никак не выбьемся из нужды, неужели я мало работаю? — Ты работаешь больше всех,— ответила жена. — В таком случае, непонятно, за что нас наказывает бог? Тут что-то неладно. — Ты никого не убил, не ограбил, а трудишься,— за что тебя наказывать? — возразила жена. —
Нет, тут что-то не так,— настаивал крестьянин.— Посмотри, как живут
наши соседи. Они не работают так много, как я, а живут припеваючи: у
них и дома хорошие, и скота много. Видно, обошла меня судьба далеко
стороной, потому мы не видим счастья, и нет прока от моих трудов.
Оставлю я вас и уйду, куда глаза глядят. Буду искать причину нашей
бедности и пока не найду, не вернусь. Без меня, может быть, вы лучше
проживете. — Как же мы проживем без кормильца? Мы же погибнем без тебя. Но как ни уговаривала жена мужа — ушел он. Только и ска-зала она ему на прощанье: — Счастливого тебе пути. Долго
странствовал бедняк, но так ничего и не узнал о причи-не своих неудач.
Наконец, решил он наняться в работники к одному богатому человеку. Тот
выслушал его просьбу и сказал: — Если ты будешь работать хорошо, то через год я заплачу тебе сто рублей. Крестьянин работал прилежно весь год. Когда пришел назначенный срок, хозяин позвал своего работника и говорит ему: — Вот сто рублей, ты заработал их честным трудом. Но если хочешь, я тебе дам совет. Выбирай: совет или деньги? Подумал крестьянин и решил: — Оставь деньги себе, дай совет. —
Ну, так слушай: какая бы беда с тобой ни приключилась, что бы тебе ни
угрожало, ты, как следует не подумавши, не отвечай на вопросы людей. Сказав это, хозяин спрятал деньги в карман. — Ну, а теперь, как ты поступишь, останешься у меня или опять пойдешь по свету? Крестьянин подумал, подумал и ответил: — Нет у меня другого выхода. Если не прогонишь, то останусь у тебя. — Хорошо,— согласился хозяин.— Оставайся. Через год я заплачу тебе двести рублей. И
второй год крестьянин работал также прилежно. Хозяин был им доволен. Но
вот настал снова срок. Хозяин отсчитал двести рублей и положил, перед
крестьянином. — Вот заработанные тобой деньги. Ты их можешь взять. Но если хочешь, взамен денег я дам тебе совет. Выбирай,— предложил он. Долго бедняк думал, наконец сказал: — Добрый совет дороже денег. Оставь деньги себе, дай мне совет. —
Запомни же: не берись за непосильное для тебя дело,— сказал хозяин и
спрятал деньги.— Останешься ли ты у меня или уйдешь? — спросил он. — Если ты не против, я останусь. — Хорошо, пусть будет по-твоему, работай. По истечении года я дам тебе триста рублей. День за днем прошел еще год. Богач отсчитал триста рублей и говорит: — Вот твой деньги, но если хочешь, то взамен их получишь совет. И опять крестьянин выбрал совет. — Вот мой третий совет,— сказал хозяин,— Не увидев своими глазами, не верь тому, что слышал. Бедняк
оставил хозяину все заработанные им деньги и отпра-вился снова бродить
по свету в поисках причин своих неудач. Перед уходом он сказал хозяину: — Я три года работал на тебя, но ухожу, не имея ни копейки денег. Дай мне хотя бы чурека на три дня. — Хотя я тебе ничего не должен,— ответил богач,— но вот тебе чурек. Так и ушел бедняк от богача, считай, ни с чем. Подходит он как-то к большому двору, огороженному частоколом. Видит: на каждом углу насажен человеческий череп. Испугался бедняк и кинулся бежать, но его поймали охранники и повели к царю* Оказывается, здесь был царский дворец. — Ты кто такой? — спросил царь. — Я — человек, которого всюду преследует беда,— ответил перепуганный крестьянин. — Почему ты убежал от моего дворца? — Я увидел на кольях человеческие черепа и испугался,— признался бедняк. — Ты так просто отсюда не уйдешь,— сказал царь.— Идем, я тебе что-то покажу. Повели бедняка в царские палаты. В одном из залов он увидел на столе жабу величиной с буйвола. —
Если ты угадаешь, кто это,— сказал царь, показывая на жабу,— то счастье
повернется к тебе лицом, а если не угадаешь, то твоя голова будет
насажена на кол. Как раз в моей ограде один кол свободен; он, видимо,
ждет твою голову. И в этот момент бедняк вспомнил совет богача, купленный им за сто рублей. — Позволь мне, царь, да падут на меня твои беды, подумать три дня. — Думай сколько хочешь,— согласился царь.— Но не слиш-ком испытывай мое терпение. Заперли бедняка в отдельную комнату. Прошло три дня, и вот снова бедняк предстал перед грозным царем. — Ну, так кто же это такой? — спросил он бедняка. —
Да падут твои беды на мою голову, царь,— ответил бедняк.— Не считай
меня глупее, чем я есть. Это не жаба, это — ангел, прекрасная царевна. Едва
бедняк начал говорить, жаба зашевелилась, а только сказал, она
встряхнулась и встала. И видит бедняк: перед ним действительно
красавица-царевна да такая прекрасная, каких свет не видел. Что же
оказалось? Когда-то дьявол хотел жениться на царевне, но она ни за что
не хотела выходить за него, а вышла замуж за царя. Дьявол в отместку
превратил её в громадную жабу до той поры, пока кто-нибудь не угадает в
ней царевну. Головы, насаженные на колья царской ограды, принадлежали
тем несчаст- ным неудачникам, которые не смогли угадать в жабе царевну, а нашему бедняку посчастливилось. Веселье
и радость пришли в царский дворец. Много дней и ночей пировали в нем.
Потом царь приказал запрячь лошадей в двенадцать повозок и нагрузить их
ценными подарками. Кроме того, он дал крестьянину столько денег,
сколько тот мог унести. — Проводите крестьянина до его дома, оставьте ему лошадей и повозки,— приказал царь своим людям. Вот
едет наш повеселевший крестьянин домой. По пути он выезжает на большую
поляну, посредине которой стояло раскидистое дерево. Здесь крестьянин
решил отдохнуть. В это время подъезжает какой-то купец в карете,
запряженной лошадьми с бубенцами. Глянул он на царские подарки, и глаза
у него от жадности разгорелись. — Давай,— говорит он мужику,—
поспорим. Вон на верхушке дерева сидит коршун. Если ты не сумеешь, не
вспугнув его, вырвать из его хвоста перо и доставить мне, то твое
богатство я у аебя отберу. В это время крестьянин вспомнил второй совет, который он купил у богатого хозяина: «Не берись за непосильное для тебя дело». —
Нет,— говорит крестьянин.— Ты предложил спор, ты и пробуй первый. Если
вырвешь перо из коршуна, не вспугнув его, то я уступлю тебе мое
богатство, а если нет, то твои лошади и карета достанутся мне. Обуяла
купца жадность. Ему так захотелось завладеть царскими подарками, что не
утерпел он и полез на дерево, а крестьянин за ним. Улучив момент,
крестьянин незаметно стащил с купца башмаки и слез. А купец стал
подбираться к коршуну, но птица заметила его и улетела. Слез купец с дерева и стал горевать: — Пропало мое дело, улетел коршун! — Что ж, коршун и обувь твою утащил? — спросил крестьянин. Глянул купец на свои босые ноги, еще больше огорчился. — Ну, как, сдержишь ты свое слово, отдаешь карету и лошадей? — спросил крестьянин. — Слово есть слово,— ответил купец.— Сам я затеял спор, сам и наказан. Бери лошадей и карету. — За то, что ты сдержал свое слово, я возвращаю тебе твои башмаки. Ушел
купец пешком, а крестьянин со своими провожатыми поехал дальше.
Подъезжают они к родному селу крестьянина. Спрашивает он первого
встречного, не знает ли он такого-то человека и свое имя называет. — Знал я его,— отвечает встречный.— Ушел он куда-то искать причину своих жизненных неудач, да и сгинул где-то. Пропал без вести. — А кто-нибудь из его семьи остался? — Жена его с голоду умерла, а детей люди разобрали,— ответил встречный. —
Горе мне, горе! — вскричал опечаленный крестьянин.— Напрасны все мои
скитания. Для чего мне это богатство, если я не могу разделить его со
своей семьей! Поеду-ка я обратно искать счастья. Но тут он вспомнил третий совет своего бывшего хозяина. —
Как же я поеду обратно, поверив тому, что слышал, но не видел,— сказал
крестьянин и направился в родное село. Вот въезжает он в свой двор. — Эй, есть кто-нибудь дома? — крикнул он. . Слышит, из бедной обветшалой хижины доносится слабый голос его жены: — Кто там зовет нас? Она была так слаба от голода, что не могла уже подняться навстречу гостям. Вбежал крестьянин в дом. — О, уанаджалбейт '. Неужели это ты? — вскричала обрадованная женщина.— Еще бы немного, и ты не застал бы меня в живых. — Где дети? — спросил он. — Они пасут чужой скот, нянчат чужих детей, чтобы не умереть с голоду,— ответила жена. Крестьянин послал людей за детьми и тех скоро привели. Дети были в рваной одежде, босые, голодные. То-то
была радостная встреча крестьянина со своей семьей. Зажили они богато и
счастливо. Я у него в гостях побывал, а теперь вот к вам пришел
рассказать про злоключения крестьянина. Хотите верьте, хотите нет, но в
том селе люди и сейчас не станут удивляться тому, как крестьянин нашел
свое счастье.
| |